Я создала и активно наполняю телеграм-канал "Перець". Это лучшие карикатуры из легендарного журнала, начиная с 1922 года.
Заходите, подписывайтесь:

ЛИПИНА Е.А. "КУКОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ В ШКОЛЕ И ДОМА", 2001

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА / МЕНЮ САЙТА / СОДЕРЖАНИЕ ДАННОЙ СТАТЬИ

ГЛАВА 3. УЧИМСЯ БЫТЬ АКТЕРАМИ

Занятия по развитию воображения и речи

Папа Карло Сначала у нас была сказка. Потом мы по ней написали пьесу. А вот все, что мы будем делать дальше, называется постановкой спектакля. Но спектакль в театре нельзя ставить с бухты-барахты. Самое первое, о чем мы должны подумать - об актерах. Во-первых, у нас в театре должны быть хорошие актеры. Это не такое легкое дело - найти хороших актеров. Хорошие актеры, прямо скажем, на дороге не валяются. Необходимо из коллектива детей отобрать самых талантливых. Они должны уметь правильно и красиво говорить, петь и танцевать. И, конечно же, уметь перевоплощаться в разных героев.

Такой отбор проводится обычно во время занятий по пению, танцам, ритмике, пластике. Например, во время занятий по пению некоторым детям можно давать петь сольные песенки. Или одну и ту же песню дети поют по очереди. Сначала они поют, стараясь правильно попадать в ноты. Таким способом определяют наличие слуха. Затем задачу усложняют, требуя, чтобы они пели ту же самую песню, но с разным настроением. Например, веселую песню спеть грустно. А какую-нибудь лирическую спеть бодро, задорно. Или менять темп. От быстрого - до очень медленного и наоборот. На таких занятиях можно использовать детские песни или популярные эстрадные, которые дети обычно очень хорошо знают и с удовольствием поют.

Следующий этап - песни исполняются в разных характерах. Например, те же популярные песни поют медвежонок, зайчонок, цыпленок, котенок, щенок. Или - Бармалей, Лиса Алиса, Старуха Шапокляк, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Водяной и так далее.

На занятиях по ритмике определяют чувство ритма у будущих актеров. Сначала это можно выяснить, хлопая в ладоши. Начинать с простых хлопков. Например, три коротких, три длинных. Потом - три коротких, два длинных, два коротких. Далее опять усложнить: два длинных хлопка в ладоши, два раза коротко топнуть ногами, четыре коротких хлопка в ладоши и три длинных ногами. Вариантов может быть множество.

Следующий этап. Несколько детей (четверо) топают ногами, другие - хлопают руками. Сначала в одном темпе, потом в разных: ногами быстро, руками медленно и наоборот. Или дети делятся на две-три группы. Все группы делают одно и то же упражнение в одном и том же темпе, но вторая вступает на 2-4 такта позже, а третья - еще на 2-4 такта позже.

Далее проводятся занятия по пластике, где дети разыгрывают небольшие этюды. Например, "Лиса и виноград": лиса увидела виноград, ходит вокруг него, пытается достать. Ничего не получается - высоко висит. Лиса разочарованно уходит. "Кошка на охоте": кошка охотится за мышкой или птичкой. Птичка улетает. Кошка сердится. Видит мышку. Начинает охотиться за ней. Мышка убегает в норку. Кошка лапой пытается ее достать. Не получается, кошка злится, засыпает норку землей и убегает.

Можно еще делать этюды на память физического действия: дети вдевают воображаемую нитку в воображаемую иголку, пришивают пуговицу. Или вышивают, или зашивают дыру на одежде. Умываются, причесываются, одеваются, смотрятся в зеркало, открывают, закрывают двери. Примеряют обновки, шляпы. Делают бутерброды, чистят картошку. Таких этюдов можно придумать очень много. Все зависит от фантазии самих детей.

Есть еще одно очень интересное, но сложное занятие: оживление предмета. Дети должны вообразить себя любым предметом. Например, "Я - зонтик": зонтик стоит в уголке, вдруг пошел дождь. Протягивает ладошку навстречу капелькам. Радуется - ведь он же зонтик - жизнь его начинается только тогда, когда идет дождь. Энергично распахивает руки. Неожиданно выглянуло солнце. Зонтик огорчился и сложился. Вернулся в угол. "Я - самолет": самолет заводится, сначала урчит потихоньку, потом громче. Медленно выруливает на взлетную полосу. Набирает обороты. Вздрагивает, постепенно набирает скорость и взлетает с оглушительным ревом. Самолет может быть новый, довольный собой, а может быть старенький, чихающий, фыркающий, хромающий, угрюмый. Можно вообразить себя самоваром, утюгом, дезодорантом, торшером. Эти упражнения очень помогают детям развить воображение, что необходимо в работе над ролью.

И, конечно же, самое главное для актера - его речь. Умение правильно говорить. В театре оно называется сценической речью.

Все недостатки речи любого ребенка выявить очень просто. Для этого дети учат на память любое стихотворение, а потом читают его вслух педагогу. Есть талантливые дети, но у них наблюдаются дефекты речи.

К этому нужно отнестись с пониманием, успокоить ребенка, посоветовать родителям обратиться к логопеду. Обычно многие дефекты речи вскоре исчезают после занятий у специалиста.

Но мы не будем на них останавливаться. Поговорим о тех недостатках, которые может устранить любой педагог. Чаще всего это вялая, неразборчивая речь, с мягкими, нечеткими окончаниями. Или своеобразное диалектное произношение слов, присущее определенной местности. В некоторых местностях речь "окающая", то есть безударный звук О произносится так же, как и пишется. В некоторых "якающая" (мяня, тябя). К этим недостаткам можно отнести неправильность ударений (положил - полОжил). Смягчение глагольных окончаний (он ходит - он ходить, он водит - он водить). Еще наблюдается неправильность грамматической формы - у мами, у жене, местов, делов, стуло. Часто также встречается мягкое произношение звука Г.

А теперь немного упражнений для развития речи. Начнем с классификации звуков. Мы знаем, что есть гласные звуки и согласные.

Гласные: И, Э, А, О, У, Ы.

Йотированные: Е, Ё, Ю, Я.

Согласные звуки делятся на:

Звонкие: Б, В, Г, Д, Ж, З.

Глухие: П, Ф, К, Т, Ш, С, X.

Сонорные (самые звонкие согласные): Л, М, Н, Р.

Аффрикаты: Ц, Ч, Щ.

После того, как мы узнали о классификации звуков, проведем несколько занятий, на которых учимся правильно их произносить. Каждое занятие можно проводить по-разному, на усмотрение педагога. Итак, несколько правил произношения гласных звуков.

1. Гласная под ударением не изменяется. Как пишется, так и произносится (река, хорошо).

2. Звуки А и О в начале слова произносятся как А (окно - акно, ограда - аграда).

3. А и О в предударном слоге произносятся как короткое А (пола - пала, гроза - граза).

4. А и О, стоящие далеко от ударного слога, произносятся как средний звук между А и Ы и обозначаются Ъ (голова - гълава, подошел - пъдашел).

5. Сочетание безударных АО, ОА, АА, ОО произносятся одинаково АА (на обочине - на абочине, за оградой - за аградой).

6. Е и Я произносятся как короткий средний звук между Е и И и обозначаются Еи (весна - ВЕисна, лягушка - лЕигушка).

7. И переходит в Ы перед предлогом, приставкой или если предыдущее слово заканчивается на твердую согласную (с интересом - с ынтересом, без имени - без ымени).

8. Сочетания ЫЕ и ИЕ произносятся как ЫИ и ИИ (серые - серый, синие - синии).

Занятия по изучению правил произношения гласных можно разбить на несколько. Например, в первый день выучить два правила. На следующем занятии повторить первые два и выучить два новых и так далее. Но чтобы детям было интереснее изучать правила, проводить их лучше в форме своеобразной игры - так они запоминаются гораздо легче.

Допустим, дети разбиваются на две команды. Каждый ребенок получает домашнее задание: придумать как можно больше слов на первые два правила. На следующем занятии команды по очереди называют слова. Выигрывает та команда, которая назвала больше слов. Причем очко зарабатывает слово, ни разу не названное.

Далее можно немного усложнить задачу. Попросить придумать простые предложения со словами на одно из правил или на несколько.

Во время занятий также можно делать упражнения для организации верного звучания. Для этого произносятся гласные звуки - И, Э, А, О, У, Ы - сначала с изменением громкости (сильнее - слабее), затем с изменением высоты (выше - ниже), потом с изменением длительности (длиннее - короче).

Или каждый звук в отдельности произносится с определенной задачей. Например, "как заводится двигатель, как каплет вода из крана, как кричат чайки, филин, кукушка, как звучит уходящий и приходящий поезд метро" и так далее.

Хорошо бы на каждом занятии давать упражнения для языка:

1. Кончик языка крепко упирается в нижние зубы, затем еле касается нижних зубов.

2. То же, с опорой на верхние зубы.

3. То же, с опорой языка на альвеолы (ячейки в челюстях, где помещаются корни зубов).

4. Язык расслаблен и свободно лежит на нижней губе. На выдохе беззвучно произносится гласная А.

5. Язык сделать "чашечкой" и подержать за верхними зубами, затем выдвинуть "чашечку" вперед и обратно.

6. Язык сделать "жалом", затем выдвинуть "жало" вперед, вправо, влево, опять за зубы.

7. Язык сделать "лопаточкой", выдвинуть "лопаточку" на край нижней губы, затем верхней губы.

8. Поцокать языком, как при детской игре в лошадки, и, расслабив, опустить язык.

Можно выполнять еще такое упражнение. Все дети становятся в круг. Начинает любой ребенок со звука А.

Медленно поворачивая голову вправо, произносит звук "а-а-а" и как бы передает его партнеру. Следующий подхватывает этот звук и передает дальше. Причем передающий звук замолкает, а произносит тот, кому передали. Но можно и усложнить задачу: передающий продолжает произносить звук, а каждый следующий ребенок вливается в общий хор. Сделать так со всеми гласными звуками. Следить, чтобы звучание было равномерным, в одном тоне. Далее еще усложнить. Начинаем произносить звук тихо, а с каждым кругом увеличиваем громкость. При этом обратить внимание на то, чтобы дети не произносили звук через силу, а набирали воздух свободно, как только он выдохнется.

И еще одно упражнение-игра. Дети становятся в круг. В центр круга кладут мяч. К мячу протягивают руки и начинают мысленно поднимать его вверх, произнося гласные звуки. Сначала поднимать каждый звук в отдельности. Потом вместе протяжно и плавно: и-э-а-о-у-ы. Потом представить, что мяч ударился о потолок и, вернувшись назад, ударился об пол.

Так же можно делать упражнение "ближе - дальше". На разных расстояниях выставляются предметы, например, стулья. Один из стульев ставится на расстоянии двух-трех метров, второй - на расстоянии десяти метров, а третий - у самой дальней стены зала. И дети направляют звук на эти предметы. Сначала на ближний, потом на средний, затем - на дальний. В течение игры можно менять направленность звука в разном порядке.

Теперь можно переходить к изучению правил по произношению согласных звуков. Но, занимаясь согласными звуками, необходимо постоянно повторять правила и упражнения по произношению гласных.

Произношение согласных и их звукосочетаний.

1. Звонкие согласные в конце слов произносятся как соответствующие им парные глухие (глаз - глас, нож - нош, любовь - любофь, сапог - сапок).

2. Если в слове рядом стоят две согласные, из которых одна звонкая, а вторая глухая или наоборот, то в произношении первая уподобляется второй (лодка - лотка, пробка - пропка, ножка - ношка, отдача - оддача). Это называется законом ассимиляции или уподобления. Ассимиляция не происходит перед сонорными звуками и перед В (квартал, акварель, сверка).

3. Ж, Ц, Ш всегда произносятся твердо, кроме слова жюри.

4. Ч и Щ произносятся мягко (чай, чашка, щука).

5. В окончаниях прилагательных родительного падежа единственного числа мужского и среднего рода на ОГО и ЕГО вместо Г произносится В. Также вместо Г произносится В в словах "сегодня", "итого".

6. Сочетания согласных СШ и ЗШ произносятся как долгое твердое Ш (расшибся - рашшибся, без шума - бес шума).

7. Сочетания СЖ и ЗЖ на стыке приставки и корня или предлога со словом произносятся как долгое твердое Ж (сжалься - жжалься, сжимать - жжимать, изжога - ижжога).

8. Сочетания ЗЖ и ЭДОК, относящиеся к корню слова, звучат как долгое мягкое Ж - ЖЬЖЬ (приезжий - приежьжьий, дрожжи - дрожьжьи, брюзжать - брюжьжьать, жужжать - жужьжьать).

9. Сочетания СЧ и ЗЧ произносятся как долгий звук шьшь - Щ (счастье - щастье, извозчик - извощик, счет - щет).

10. Сочетания ДЦ и ТЦ произносятся как твердое долгое Ц (блюдце - блюцце, золотце - золоцце).

11. Сочетания ДЧ и ТЧ произносятся как долгий двойной Ч (летчик - леччик, молодчик - молоччик, отчаянный - оччаянный, отчий дом - оччий дом).

12. Сочетания ДСК и ТСК произносятся как ЦСК (детская - децская, заводской - завоцской).

13. В сочетаниях СТН, ЗДН, СТЛ, НДС, РДЦ, ЛНЦ средние согласные опускаются (прелестный - прелес- ный, лестница - лесница, поздно - позно, сердце - серце).

14. Сочетание ЧТ произносится обычно так, как пишется (мачта, ничтожный). Но есть исключения: что - што, что-нибудь - што-нибудь.

15. Сочетание ЧН имеет двоякое произношение, как ШН и как ЧН.

Как ШН произносится в живой разговорной речи (скворечник - скворешник, нарочно - нарошно, пустячный - пустяшный, горчичник - горчишник). Как ЧН произносится в производственной терминологии (маскировочный, киносъемочный, ленточный конвейер, сердечные капли).

Если Ч относится к корню слова, тогда произносится ЧН (свеча - свечной, мелочь - мелочный).

Занятия по изучению правил правильного произношения согласных звуков можно проводить так же, как и занятия с гласными звуками. Можно даже переносить игры. Например, первую комадную игру с придумыванием слов.

Теперь вводим упражнения для тренировки дыхания.

1. Выдох через почти сомкнутые губы "пффф", стоя прямо, положив руки на бедра.

2. То же, делая полунаклон во время выдоха.

3. То же, делая во время выдоха наклон до земли.

4. То же, распрямляя корпус во время выдоха.

5. То же, сидя, выпрямившись на стуле.

6. То же, полулежа, опершись лопатками о спинку стула, следя за тем, чтобы не напрягалась шея.

7. То же, сидя, наклонив корпус вперед и взявшись руками за щиколотки.

8. То же, прыгая на одном месте.

9. То же, шагая по комнате.

Выдох делается коротким - "пф", "пф", "пф", а затем произвольно длинным "пффф".

10. Подуть на пламя свечи, не погасив его.

11. Достать выдохом до своей ладони.

12. Согреть выдохом воздух в комнате.

13. Раздуть пламя костра.

14. Подуть на пушинку, чтобы она летела.

15. Сдуть пушинки одуванчика.

В работе над голосом внимание нужно уделять массажу, который помогает снять мышечные зажимы, способствует верному формированию и резонированию звука. Эти упражнения делают не только на занятиях, но и потом, когда вы уже будете работать в спектакле. Особенно в моменты очень сильного волнения.

1. Кончиками пальцев поглаживать лоб от середины к ушам.

2. Так же поглаживать лицо под глазами - от носа к ушам.

3. Поглаживать лицо от середины верхней губы к ушам.

4. Затем то же от середины подбородка к ушам.

5. Обеими ладонями поглаживать затылок к подмышечным впадинам.

6. Поочередно, каждой рукой, поглаживать шею спереди от подбородка к груди.

7. Легко и быстро постукивать кончиками пальцев лобные пазухи от середины лба к ушам, произнося слитно сочетание "ми-ми-ми-ми". Звукосочетания

произносятся слитно, нараспев, на одной высоте, на удобном для занимающегося объеме выдоха.

8. Так же постукивать под глазами, произнося сочетания "ну-ну-ну...", "ни-ни-ни...", "но-но-но...", "на-на-на...".

9. Постукивать под носом, произнося "ви-ви-ви...", "во-во-во...", "ву-ву-ву...", "ва-ва-ва...".

10. Постукивать под нижней губой, произнося "зу-зу-зу...", "зи-зи-зи...", "зо-зо-зо...", "за-за-за...".

11. Так же легко постукивать грудную клетку ладонями, произнося сочетания "ж-ж-ж...", "м-м-м...".

Каждое занятие последовательно включает в себя все разделы тренировочной работы: дыхание, снятие мышечных зажимов, массаж, артикуляцию, дикцию. Таким образом, вся работа над речью строится на основе верного дыхания и звучания.

Однако в упражнениях нельзя допускать дыхательной и физической перегрузки. После нескольких упражнений детям обязательно нужно дать свободно подвигаться по комнате с произвольным дыханием.

И, несмотря на широкое использование коллективных упражнений, самое большое внимание необходимо уделять индивидуальным занятиям. Для каждого ребенка, учитывая качества его голоса и речи, физические возможности, внимание, координацию подбираются слогосочетания, слова, тексты и группы упражнений. Индивидуальный подход к возможностям каждого ребенка как бы встраивается в общий план занятий.

Кроме того, можно заняться с детьми упражнениями для автоматизации звуков.

Упражнения для автоматизации звуков Б, П:

би, бэ, ба, бо, бу, бы,

пи, пэ, па, по, пу, пы,

бип, бэп, бап, боп, буп, бып,

пибби, пэбби, пабби, побби, пубби, пыбби,

биппи, бэппи, баппи, боппи, буппи, быппи,

би-би-би-би-бипп, ба-ба-ба-ба-бапп, бэ-бэ-бэ-бэ-бэпп,

бо-бо-бо-бо-бопп, бу-бу-бу-бу-бупп, бы-бы-бы-бы-быпп,

Скороговорки

- Был бы бык, а мясо будет.

- Белые бараны били в барабаны,

без разбора били - лбы себе разбили.

- Бегемот разинул рот, булку просит бегемот.

- От топота копыт пыль по полю летит.

- Пошел Ипат лопаты покупать, купил Ипат пять лопат,

шел через пруд, зацепился за прут, упал Ипат, пропали пять лопат.

- Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка была белым бела губа.

- Расскажите про покупки, про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

Упражнения для автоматизации звуков В, Ф:

фи, фэ, фа, фо, фу, фы,

ви, вэ, ва, во, ву, вы,

виф, вэф, ваф, воф, вуф, выф,

виффи, вэффи, ваффи, воффи, вуффи, выффи,

фивви, фэвви, фавви, фовви, фувви, фывви,

ви-ви-ви-ви-вифф, вэ-вэ-вэ-вэ-вэфф, ва-ва-ва-ва- вафф,

во-во-во-во-вофф, ву-ву-ву-ву-вуфф, вы-вы-вы-вы- выфф.

Скороговорки

- Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру на Фрола навру.

- Наш Филат не бывает виноват.

- Расфуфырился Фома,

все с фасоном сшит кафтан,

франт Фома, а Епифан

дедов носит все кафтан.

- У Фомки в гостях Фимка, у Фимки в гостях Фомка.

- Летела овсянка на овес, а Иван овес унес.

- Варежки у Вари пропали на бульваре, воротилась Варя вечером с бульвара и нашла в кармане варежки Варвара.

- У Ваньки, у встаньки веселые няньки.

- Федул, чего губы надул?

Упражнения для автоматизации звуков Д, Т:

ди, дэ, да, до, ду, ды,

ти, тэ, та, то, ту, ты,

дит, дэт, дат, дот, дут, дыт,

дитти, дэтти, датти, дотти, дутти, дытти,

тидди, тэдди, тадди, тодди, тудди, тыдди,

ди-ди-ди-ди-дитт, дэ-дэ-дэ-дэ-дэтт, да-да-да-да-датт, до-до-до-да-дотт, ду-ду-ду-ду-дутт, ды-ды-ды-ды-дытт.

Скороговорки

- Федот, да не тот.

- Тетя Катя, дайте ботинки.

- Тетя Тина надела тюлевое платье.

- Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел. Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил.

- Загудела дудочка, дудочка-погудочка.

- На этой этикетке и танк, и танкетки.

- Ткач ткет ткани на платке Тани.

Упражнения для автоматизации звуков Ж, Ш:

жи, жэ, жа, жо, жу, жы,

ши, шэ,ша, шо, шу, шы,

жиш, жэш, жаш, жош, жуш, жыш,

жишши, жэшши, жашши, жошши, жушши, жышши,

жи-жи-жи-жи-жишш, жэ-жэ-жэ-жэ-жэшш, жа-жа-жа-жа-жашш, жо-жо-жо-жо-жошш, жу-жу- жу-жу-жушш, жы-жы-жы-жы-жышш.

Скороговорки

- Шапкой Саша шишки сшиб.

- Наша дорожка усыпана горошком.

- Возьми ложку да покушай горошку.

- Шли сорок мышей и шесть нашли грошей.

- Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться.

- Уж от ужаса стал уже, ужа ужица съест на ужин.

- Встретил в чаще еж ежа:

- Как погода, еж?

- Свежа.

И пошли домой, дрожа,

сгорбясь, съежась два ежа.

- Тише, мыши, кот на крыше, а котята еще выше.

- Шли-шли - пирог нашли, сели, поели, опять пошли.

- Шапка да шубка - вот и наш Мишутка.

- Лежебока - рыжий кот отлежал себе живот.

Упражнения для автоматизации звуков З, С:

зи, зэ, за, зо, зу, зы,

си, сэ, са, со, су, сы,

зис, зэс, зас, зос, зус, зыс,

зисси, зэсси, засси, зосси, зусси, зысси,

сиззи, сэззи, саззи, соззи, суззи, сыззи,

сти,стэ, ста, сто, сту, сты,

зди, здэ, зда, здо, зду, зды,

здисти, здэсти, здасти, здости, здусти, здысти,

стизди, стэзди, стазди, стозди, стузди, стызди,

зждри, зждрэ, зждра, зждро, зждру, зждры.

Скороговорки

- Тарас вез овес.

- У нас погас газ.

- В саду рос куст роз.

- Везет Сеньке Саньку с Сонькой на санках,

санки - скок, Сеньку с ног, Саньку в бок,

Соньку в лоб - все в сугроб.

- У осы не усы, не усищи, а усики.

- На острую косу много покосу.

- Коза вытаращила глаза.

- Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

- Резиновую Зину купили в магазине,

резиновую Зину в корзине принесли.

Резиновая Зина упала из корзины,

резиновая Зина измазалась в грязи.

Резиновую Зину мы вымоем в бензине,

мы вымоем в бензине и пальцем погрозим:

Не будь такой разиней, резиновая Зина,

а то отправим Зину обратно в магазин.

- Был бы покос да настал мороз.

Упражнения для автоматизации звуков Г, К:

ги, гэ, га, го, гу, гы,

ки, кэ, ка, ко, ку, кы,

гик, гэк, гак, гок, гук, гык,

гикки, гэкки, гакки, гокки, гукки, гыкки,

кигги, кэгги, кагги, когги, кугги, кыгги,

ги-ги-ги-ги-гик, гэ-гэ-гэ-гэ-гэк, га-га-га-га-гак, го-го-го-го-гок, гу-гу-гу-гу-гук, гы-гы-гы-гы-гык.



Я создала и активно наполняю телеграм-канал "Перець". Это лучшие карикатуры из легендарного журнала, начиная с 1922 года.
Заходите, подписывайтесь:

⇦ Ctrl предыдущая страница / следующая страница Ctrl ⇨

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА / МЕНЮ САЙТА / СОДЕРЖАНИЕ ДАННОЙ СТАТЬИ 

cartalana.orgⒸ 2008-2024 контакт: tjklcbek@cartalana.org